8-800-500-03-03
Круглосуточно, бесплатно по России

Здравоохранению поставлен точный диагноз

Работа Комитета Государственной Думы по охране здоровья в уходящем созыве была направлена на создание законодательной базы для проведения комплексной модернизации здравоохранения.

За этот период проведено 113 заседаний комитета, на которых было рассмотрено 843 вопроса, организовано и проведено 8 парламентских слушаний, 18 заседаний "круглых столов". Свыше 80 раз собирались экспертные советы и рабочие группы. Комитет был ответственным за принятие ста законопроектов. Около двухсот законопроектов комитет вёл как соисполнитель.

Важнейшие социально значимые законопроекты были приняты Государственной Думой, одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом. Первым таким законом, направленным на модернизацию законодательной базы в сфере здравоохранения, стал Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств", основные положения которого вступили в силу с 1 сентября 2010 года.

Основополагающим моментом документа является повышение качества и доступности лекарственных средств путём введения государственного регулирования цен на лекарственные препараты. Цены на лекарства за прошедший год заметно снизились. Усилен контроль за обращением лекарственных средств органами управления здравоохранением на местах.

Введена чрезвычайно важная в условиях наших обширных территорий норма, касающаяся разрешения продажи лекарств населению медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий и центров семейной практики, проживающих в тех сельских поселениях, где нет аптек.

Больные, страдающие заболеваниями, требующими дорогостоящей терапии, выделены в отдельную группу, лекарства централизованно закупаются на федеральном уровне и поступают в регионы. При этом бесплатно обеспечиваются лекарствами все больные данными заболеваниями, а не только инвалиды. Расходы федерального бюджета и количество пациентов, получающих дорогостоящие лекарства, растут ежегодно.

Закон "Об обращении лекарственных средств" важен не только с социальной, но и с экономической точки зрения. Создана законодательная база для реализации Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, основной целью которой является модернизация российской фармацевтической промышленности и увеличение доли продукции отечественного производства на рынке к 2020 году не менее чем до 50 процентов.

Следующим социально значимым законом, принятым Государственной Думой пятого созыва, стал Федеральный закон от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Он принят единым пакетом вместе с сопроводительным законом о внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с его принятием и вступил в силу с 1 января 2011 года.

Эти важнейшие социально значимые законы направлены на усиление гарантий получения бесплатной медицинской помощи, её равнодоступности. Новое законодательство об обязательном медицинском страховании предоставляет гражданину право выбора и замены страховой медицинской организации. Застрахованное лицо сможет самостоятельно выбрать медицинскую организацию из тех, которые работают в системе обязательного медицинского страхования. Введение полиса единого образца позволяет получать медицинскую помощь независимо от места проживания по единым стандартам.

Данные федеральные законы направлены на улучшение положения врачей, усиление их мотивации к качественному оказанию медицинской помощи. За качественной медицинской услугой в лечебное учреждение пойдут пациенты и, соответственно, деньги за оказанную медицинскую помощь по полному тарифу. Это покроет все затраты медицинского учреждения на лечение больного.

В 2011 году начата реализация программ модернизации здравоохранения. Это позволит направить средства на ремонт лечебно-профилактических учреждений в регионах и муниципальных образованиях, решить вопросы их оснащённости современным оборудованием, увеличить финансирование по стандартам лечения.

Меняются организационные и финансовые механизмы. Полномочия по организации обязательного медицинского страхования передаются на уровень субъектов РФ и подкрепляются финансовыми ресурсами. С 2012 года предусмотрена централизация финансовых средств в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и предоставление субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС для исполнения базовой программы обязательного медицинского страхования во всех субъектах РФ по единым нормативам.

В настоящее время акценты в системе здравоохранения смещаются с лечения на профилактику, при этом особенно актуальным представляется изменение законодательной базы по формированию здорового образа жизни. Важным событием стало присоединение Российской Федерации к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Этот акт мы закрепили и на законодательном уровне, приняв Закон "О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака". Положения конвенции устанавливают международные стандарты (рамки) и принципы борьбы с табаком в таких направлениях, как предупреждение населения о вреде курения, предотвращение продажи табака несовершеннолетним, повышение акцизов на табак, запрещение рекламы табака, защита населения от вреда пассивного курения.

Названные законы чрезвычайно важны с точки зрения законодательного обеспечения реализации государственной политики в сфере здравоохранения. Однако для фундаментальной модернизации системы этого недостаточно. Нужен был базовый законодательный акт, регулирующий не какие-то отдельные направления, а работу отрасли в целом. И такой документ появился, – это Закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", принятый Государственной Думой 1 ноября в третьем чтении, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом РФ.

Закон устанавливает правовые основы регулирования системы здравоохранения, имеет высокую социальную значимость и актуальность. Он гарантирует качественную и доступную медицинскую помощь, социальную защищённость граждан в случае утраты здоровья, устанавливает ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья, устанавливает основные принципы охраны здоровья граждан.

Существенно расширены принципы охраны здоровья за счёт включения в них приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритета охраны здоровья детей; социальной защищённости граждан в случае утраты здоровья; ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступности и качества медицинской помощи; недопустимости отказа в оказании медицинской помощи; приоритета профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдения врачебной тайны.

Конкретизированы положения по разграничению полномочий в сфере охраны здоровья. Полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи, ранее возложенные на органы местного самоуправления, закрепляются за органами государственной власти субъектов Российской Федерации. С 2013 года за органами местного самоуправления закрепляются полномочия по созданию условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Органы государственной власти субъекта могут делегировать полномочия по организации оказания медицинской помощи органам местного самоуправления. В этом случае имущество, используемое в целях охраны здоровья, может быть сохранено в собственности муниципальных образований. На органы местного самоуправления возложены полномочия по созданию условий для оказания медицинской помощи. Полномочия эти будут устанавливаться законами субъектов РФ, что позволит учитывать специфику регионов.

Перераспределение полномочий в сфере охраны здоровья было необходимо из-за выраженных различий муниципальных бюджетов. Многие из них не в состоянии обеспечить граждан качественной и доступной медицинской помощью. Для таких муниципальных образований передача полномочий в сфере охраны здоровья на уровень субъекта будет способствовать улучшению финансирования здравоохранения.

Закон чётко прописывает бесплатность для граждан всех основных видов медицинской помощи: в рамках программы государственных гарантий бесплатно оказываются первичная медико-санитарная, специализированная (в том числе высокотехнологичная), скорая, паллиативная медицинская помощь.

Актуализированы права медицинских и фармацевтических работников, а также роль и место медицинских организаций в системе здравоохранения.

В законе заложены основы саморегулирования в сфере здравоохранения, а также расширены права медицинских профессиональных некоммерческих организаций. Законодательно закреплено понятие экспертизы качества медицинской помощи и право граждан на независимую медицинскую экспертизу. Впервые введено понятие паллиативной медицинской помощи.

Комитетом проведена большая работа, в результате которой в законе впервые даётся определение понятия редких (орфанных) заболеваний, прописывается механизм обеспечения бесплатными лекарственными средствами соответствующей категории больных.

И, пожалуй, одна из самых важных норм закона – это обязательность исполнения порядков оказания медицинской помощи всеми медицинскими организациями страны. В течение переходного периода должны быть реализованы региональные программы модернизации здравоохранения, что позволит к 1 января 2013 года создать во всех субъектах Российской Федерации условия для работы по единым порядкам оказания медицинской помощи.
Парламентская газета